Меню
16+

Городской округ Архангельской области «Новая Земля»

12.04.2014 17:55 Суббота
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Космос – далекий и близкий

Непознанный и таинственный космос всегда привлекал человека и казался недостижимой целью. Тысячелетиями, глядя на ночное небо, люди мечтали о полете к далеким звездам...

Космос – далекий и близкий

Двенадцатого апреля 1961 года весь мир облетело сообщение ТАСС о том, что впервые в истории человечества на орбиту Земли выведен космический корабль — спутник «Восток» с человеком на борту. Это вызвало всеобщее ликование народов всей нашей планеты. Этот день стал отправной точкой начала новой эры – космической, первенство в которой по праву принадлежит нашей стране. Всего 108 минут длился этот полет, но он был первым, который доказал, что человек может жить и работать в космосе. Совершил его сын нашей великой Родины – Юрий Алексеевич Гагарин, человек, чей подвиг и обаятельная улыбка покорила целые континенты.

Прошло всего пятьдесят три года после первого полета человека в космос. Срок сравнительно небольшой по меркам человеческой истории. Однако теперь уже стали привычными многомесячные экспедиции на орбитальных космических станциях, а вокруг Земли обращаются тысячи спутников. Космические аппараты исследовали Луну, Венеру и Марс, в далекий космос отправились автоматические станции с посланиями Внеземным Цивилизациям. Марсоходы передают уникальные снимки с поверхности Марса, а многие планеты Солнечной системы изучаются с помощью направленных к ним космических зондов. Различная аппаратура, установленная на орбитальных станциях, позволяет ученым заглянуть в самые отдаленные уголки Вселенной. Человечеству еще предстоит сделать важнейшие открытия в освоении далеких миров, которые до неузнаваемости изменят жизнь будущих поколений.

Сегодня Россия является одной из ведущих космических держав, обладающей уникальной ракетно-космической промышленностью, позволяющей решать задачи создания нового поколения космических аппаратов. Это, в первую очередь, важно для социально-экономического развития страны и дальнейшего присутствия в космическом пространстве. Многие факты подтверждают первенство нашей страны в космической отрасли — это производство и создание новых разработок ракетных двигателей, появление уникальной лазерно-оптической системы космического базирования «Солнечный лазер», а также развитие российской спутниковой системы навигации «ГЛОНАСС».

В настоящее время космические технологии развиваются настолько стремительно, что становятся реальностью, казалось бы, самые фантастические проекты. Уже ведутся экспериментальные исследования по изучению возможностей космических полетов человека к Марсу, освоению полезных ископаемых на Венере, спутниках Сатурна и Юпитера, созданию первых поселений человека на Луне. Сегодня проводятся эксперименты по созданию космических модулей или аппаратов прямо на орбите или планетах солнечной системы с использованием технологий трехмерной печати. На языке инженеров это называется «электронно-лучевой процесс создания предметов произвольной формы». Реализация этой программы позволит человечеству сделать эпохальный прорыв в освоении космического пространства и продвижении земной цивилизации в глубины вселенной.

Сегодня космос прочно вошел во все сферы деятельности человека. Сфера применения достижений космонавтики поистине безгранична. Это и прогноз погоды, и изучение климата планеты, космическая навигация и геодезия, спасение людей и наблюдение за состоянием лесов, цифровое телевидение, связь и интернет, сверхчистые материалы, новые технологии в медицине и еще многое-многое другое. Развитие космических технологий не обошло стороной и жителей нашего гарнизона. Так, уже в начале пятидесятых годов потребовалось создание надежной и многофункциональной системы связи, способной обеспечить потребности быстрорастущей инфраструктуры полигона.

По-настоящему эту задачу удалось выполнить в 1976 году, когда силами подразделений Спецстроя Министерства Обороны РФ была установлена станция спутниковой связи «Орбита-2». Второго ноября 1977 года осуществлён запуск в эксплуатацию 1-ой очереди и передача станции Архангельскому ОРТПЦ (областному радиотелевизионному передающему центру). Это обеспечило полный охват телевизионным вещанием жителей нашего гарнизона.

Кроме того, изолированность нашего архипелага от материковой части страны диктовала необходимость создания широкодоступной междугородней связи для населения гарнизона. Поэтому, когда распахнул свои двери муниципальный узел связи, это самым положительным образом сказалось на психологическом настрое новоземельцев. Наличие постоянной связи с родными и близкими самым позитивным образом повлияло также и на морально-психологический настрой личного состава.

После проведенной глубокой модернизации станции спутниковой связи «Орбита» и установки нового приёмо-передающего оборудования была установлена цифровая система телефонии и сотовой связи, позволившая нашим жителям пользоваться услугами операторов сотовой связи «Мегафон» и «MTS».

Расширяются возможности и муниципального узла связи. Сегодня кроме переговорного пункта, оборудован интернет-класс, который позволяет проводить сеансы видеосвязи, создана сеть кабельного телевидения, которая широко используется в наших квартирах.

В то же время появление множества индивидуальных «тарелок» спутникового телевидения в нашем гарнизоне говорит о доступности систем космического многоканального телевидения для каждой отдельной семьи. Таким образом, казалось бы, далекий космос стал таким близким и обыденным даже в нашем отдаленном арктическом крае.

В широком смысле освоение космоса стало для человечества переломным этапом его развития. Ведь достижения в сфере космических технологий явились не только фактором роста технического прогресса, но и главным условием перспективы будущего развития человеческой цивилизации. Мы еще в начале этого пути, а в впереди нас ждут новые потрясающие открытия и познания тайн Вселенной.

Игорь Дубоносов.