19.10.2014 15:03 Воскресенье
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Все начинается с детства

Недавно во всем мире отмечался Всемирный день психического здоровья. Этот день отмечают с 10 октября 1992 года по инициативе Всемирной федерации психического здоровья. Психическое здоровье (духовное или душевное) — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Мы часто даже и не задумываемся, насколько тесно связано физическое и психическое здоровье. Старая шутка о том, что все болезни от нервов находит своё подтверждение в официальной медицине. Психогенные заболевания достаточно распространены по всему миру. Они поражают все возрастные группы во всех слоях населения. Около 25% населения в той или иной степени страдает от психосоматических расстройств. В чем причины и истоки этих отклонений? Проведенные медико-психологические исследования указывают на одну из главных причин – недостаточное внимание некоторой части родителей к развитию и становлению своего ребенка.

Поэтому важной частью работы детских дошкольных учреждений, в том числе и нашего военного городка, является сохранение и укрепление психологического здоровья наших юных граждан, их развитие и подготовка к учебе в школе. Одной из задач дошкольного образования является развитие речи ребенка. Ведь чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Подтверждая это, специалист-логопед гарнизонного детского сада «Пуночка» Шабанова Наталья Владимировна поясняет: «Многие дефекты развития не только речи, но и психики человека формируются именно в его детстве. Установлено, что фундамент психического и физического здоровья закладывается у наших детей в дошкольный период».

На сегодняшний день Наталья Шабанова имеет многолетний опыт педагогической и специальной деятельности и придает особое значение раннему развитию речевых функций ребенка. «Речь – один из решающих факторов развития ребенка. Именно она делает человека человеком. Важно вовремя диагностировать и исправить дефекты произношения, научить детей правильно формулировать и выражать свои мысли, и подготовить их к усвоению школьной программы. Если этого не делать, то в будущем много усилий и времени придется тратить уже взрослому человеку, чтобы исправить то, что ребёнку даётся сравнительно легко. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста — задача большой общественной значимости, и серьезность её должны осознавать и родители, и педагоги». 

Многие мамы и папы не придают серьёзного значения плохой речи своих детей и тем самым упускают драгоценное время, тщетно надеясь, что с возрастом «само пройдёт». О том, что надежда на «само пройдёт» далеко не всегда оправдывается, свидетельствуют многочисленные и разнообразные дефекты речи у взрослых людей.

Ведь в будущем неправильное звукопроизношение затрудняет обучение школьников русскому языку. Ребенок с трудом обучается читать и писать, а в дальнейшем допускает в письменной речи большое количество ошибок, не связанных с грамотностью. Уже в первом классе на этом фоне у ребенка очень быстро формируется отрицательное отношение к занятиям в школе, страх перед учителем, нежелание учиться, а это приводит к снижению успеваемости и по другим школьным предметам, а иногда к нервным расстройствам.

Нарушение чтения и письма также приводит к снижению успеваемости ребенка по математике. Это связано с тем, что математические уравнения и формулы фактически имеют вид предложений, а математические символы — это разновидности букв.

Когда у школьника нарушено большое количество звуков, он выглядит младше своих лет. Видимо, он и сам ощущает себя маленьким, а потому часто стремится к общению с детьми по возрасту младше себя. Это задерживает его умственное развитие. К школе такой ребенок оказывается внутренне не готов. В результате – в первом классе, а, может, и в последующих ему будет психологически трудно учиться.

Кроме того ребенка, неправильно выговаривающего звуки, в детском коллективе часто передразнивают, что создаёт дополнительные психологические проблемы, которых можно избежать вовремя поставив ему правильное произношение. Исправляя речевые недостатки, мы тем самым способствуем развитию у ребенка процессов восприятия, внимания, памяти, мышления. Это благоприятно сказывается на успешности усвоения ребенком учебного материала.

Поскольку основная функция речи это общение, любое речевое расстройство обязательно сказывается на общении человека с другими людьми, особенно тогда, когда в результате неправильного произношения речь звучит неряшливо, некрасиво, невнятно. Речевой дефект всегда притягивает к себе внимание окружающих, отвлекает от смысла сказанного, утомляет собеседника, вызывает у него, порой даже неосознанную отрицательную реакцию. Правильная речь всегда звучит более убедительно, чем нарушенная, поэтому больших успехов в разных жизненных областях достигают люди, умеющие хорошо говорить, они конкурентноспособнее остальных.

Поэтому для того, чтобы избавить будущего ученика от существующих проблем, необходимо проводить с ним различные упражнения, разнообразить его речевую практику. Одним словом, если родителям небезразлично будущее их ребенка, они должны обратить внимание на состояние его речи и, при необходимости, обратиться к специалистам-логопедам.

Но, со слов Натальи Шабановой, велика роль и родителей. Она отмечает: «В условиях крайнего севера, характеризующихся однообразием окружающего мира, дети лишены ощущений полного восприятия красоты и разнообразия природы. Это способствует ограничению словарного запаса и однобокости суждений. Например, наш ребенок не сразу поймет, что такое «осенний листопад». Важно чтобы родители и ребенок больше общались друг с другом. Необходимо расширять их словарь, стимулировать речевую активность, добиваться того, чтобы они вслух излагали свои эмоции и впечатления. Детям не нравятся нудные задания, поэтому необходимо для этого найти другой подход. Попробуйте начать с творческих игр. Например, пускай ваш ребенок рассказывает обо всем, что видит на улице или дома. При этом вам нужно придумывать самые разные вопросы, чтобы ребенку было интересно. Желательно не забывать прочитать перед сном ему сказку, это и душевный контакт, и условие речевого развития».

Еще можно приобрести книжки с яркими картинками и попросить ребенка, чтобы он описывал картинки своими словами. Главное в это время уметь слушать ребенка, поправлять его и ни в коем случае не перебивать. Пересказ рассказов, басен, просмотренных кино- и мультфильмов также способствует развитию связной и выразительной речи ребенка, обогащению словаря и развитию произвольной словесной памяти.

Вообще в условиях жизни на крайнем севере важно позитивное отношение к своей семье и самому себе. Никакие вещи не делают нас счастливыми или несчастными сами по себе, всё зависит только от нашего отношения к ним. К примеру, нужно больше двигаться. Гормоны, вызывающие стресс, просто улетучиваются при занятии физкультурой. У нас в гарнизоне есть прекрасный плавательный бассейн. А вода – это лучшее средство борьбы со стрессом в любом возрасте. Просто гуляйте, дышите свежим воздухом вместе с вашими детьми. Гиподинамия, замкнутые пространства опасны не только для физического, но и для психического здоровья ребёнка. Проводите больше времени в личном общении с ребёнком: поделки, рисунки, чтение книг вслух создадут положительный микроклимат в вашей семье и будут способствовать развитию малыша, станут надежными гарантами здоровья для вас, ваших детей и близких.

 

Игорь Дубоносов

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

128