Меню
16+

Городской округ «Новая Земля»

22.11.2019 12:48 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

"СЕВЕРНЫЕ ХРАНИТЕЛИ И ВРАЧЕВАТЕЛИ РЕЧИ»

Для многих взрослых людей воспоминания о человеке, пытающемся в вашем далёком светлом детстве «выудить» из вас звук «р» и обладающем поражающей способностью без запинки произносить скороговорки — яркие ассоциации, оставленные в памяти работой специалиста, чей профессиональный праздник отмечается ежегодно 14 ноября. А именно — Международный день логопеда, который пока празднуется только в сообществе данных специалистов. И это несмотря на то, что с каждым годом число пациентов с проблемами и дефектами речи растёт. Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — отрасль педагогической науки, которая изучает нарушения речи, способы их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Впервые вопросы коррекции речевых нарушений описаны в работах по сурдопедагогике 17 века (в то время понятие глухонемоты ещё мало отличали от слухонемоты и других дефектов речи у слышащих). Со второй половины 19 века изучение недостатков речи при нормальном слухе приобрело самостоятельное, но по преимуществу медицинское направление. Так, исправление речи, причем, только некоторые отклонения, стали рассматривать как лечебную процедуру, которая проводилась врачами или медсестрами. С конца 19 века стали разрабатывать другие способы понимания, анализа и передачи речи, и спустя полвека новые подходы в терапии позволили лечить психологические факторы, лежащие в основе речевых расстройств. Сегодня большая часть пациентов логопеда — это, бесспорно, дети дошкольного и младшего школьного возраста. Однако логопед работает не только с детьми, но и решает проблемы, связанные с речевой коммуникативностью взрослых людей. Сфера деятельности этого специалиста не ограничивается исправлением произношения отдельных звуков, она охватывает гораздо более широкий спектр задач по оказанию помощи людям, страдающим от врождённых физических отклонений речевого аппарата, а также имеющим проблемы с речью и правописанием, вызванные психологическими травмирующими факторами. Логопед помимо исправления произношения отдельных звуков помогает с исправлением разнообразных нарушений речи: недоразвитием, дефектами произношения, темпом и тембром речи. Помогая ребёнку преодолеть речевые проблемы, логопед заранее способствует предотвращению развития проблем с правописанием в старшем возрасте. Именно с этим связана важная сторона работы современного логопеда: ранняя диагностика и выявление проблем логопедического характера с целью проведения своевременной коррекционной работы.

Работа логопеда очень индивидуальна и требует от специалиста не только теоретических знаний и практических навыков, но и особого склада характера, знаний и особенностей возрастной психологии. Не каждый ребёнок способен работать в группе, многие дети, да и взрослые стесняются своих проблем, не готовы «раскрыться» сразу или в присутствии посторонних. От логопеда в такой ситуации требуется терпение и чуткость к своим пациентам, без чего успех всей работы ставится под вопрос. Работа логопеда базируется на знаниях в области педагогики, психологии, физиологии, неврологии, дефектологии, языкознания. В связи с ростом числа детей с недостатками речи, в каждом образовательном учреждении, а также в специальных дошкольных образовательных учреждениях (логопедические детские сады) в России работает специалист-логопед, который занимается ранней диагностикой и коррекционной работой. В школах вместе с логопедом должны тесно работать психолог и социальный педагог. Именно эти три специалиста способствуют процессу социализации ребёнка, то есть становлению его в качестве полноправного и полноценного члена общества. И социальную значимость данных профессий сложно переоценить. Учитывая важную роль логопедов в жизни пациентов, и был учрежден в 2004 году этот международный профессиональный праздник.

На Новой Земле не может не радовать тот факт, что логопед есть как в детском саду, так и в школе, а значит дети уже имеют поддержку от такогоспециалиста. Нашей редакции удалось поговорит и с Ариной Дорохиной, которая сейчас работает учителем начальных и классов и совмещает как раз таки должность учителя-логопеда, и с Натальей Шабановой, которая является учителем-логопедом детского сада «Пуночка», а также преподает в школе детского творчества «Семицветик».

Н.В.: Кто такой логопед? Зачем нужен этот специалист?

А.Д.: «Логопед – это специалист, занимающийся коррекцией недостатков как устной, так и письменной речи людей. Логопед в своей работе преследует исключительно гуманную цель – помочь людям, страдающим нарушениями речи, обрести возможность более полноценной жизни за счет преодоления этих нарушений и связанных с ними самых разнообразных ограничений».

Н,В.: Когда надо обращаться к логопеду?

А.Д.: «Правило «лучше поздно, чем никогда» здесь не работает. Чем раньше родители обратят внимание на несоответствие речи своего ребенка его возрасту – тем коррекционная работа логопеда будет эффективнее, а сам курс – короче. Если же речь идёт о приобретенных, возникших во взрослом возрасте дефектах речи (проявившееся заикание, или афазия – как последствие травмы, инсульта) — человек должен обратиться к специалисту как можно быстрее, пока не случились необратимые процессы».

Н.В.: До какого возраста возможно исправить логопедические проблемы?

А.Д.: «У каждого речевого нарушения есть свои временные границы исправления. Работа над постановкой или коррекцией звуков эффективна от 4 до 7 лет. Исправлением дисграфии (нарушения письменной речи), дислексии (нарушения чтения) логопеды занимаются с учащимися начальной школы. С органическими нарушениями речи (алалией, ринолалией, расстройством голоса) нужно работать постоянно».

Н.В.: Так ли необходимо обращаться к логопеду? Ведь у некоторых людей очень мило выходит картавить, и это даже придает им некоторый шарм.

А.Д.: «Может быть, так иногда кажется «со стороны». Но люди, страдающие даже незначительными речевыми расстройствами, как правило, очень из-за этого переживают. Многие из них боятся публичных выступлений, не могут выбрать профессию по душе, нормально устроить свою личную жизнь, для многих проблематичен простой поход в магазин или разговор по телефону. И это ещё не говоря о «вторичных психических наслоениях», которые нередко возникают как реакция на речевой дефект – комплексы, депрессия, замкнутость, одиночество. Это ещё раз подтверждает тот факт, что речевые расстройства лучше преодолевать в возможно более раннем возрасте, пока вторичные психические наслоения ещё не успели появиться или слабо выражены».

Н.В.: Всегда ли удается исправить дефекты?

А.Д.: «Всё зависит от вида и степени речевых расстройств. Бывает, что совсем преодолеть не получается, но любая коррекционная работа улучшит ситуацию».

Н.В.: Существует понятие «врожденная грамотность». Правда ли, что некоторые способны от рождения грамотно писать, не зная никаких правил, а другие, как ни бьются над грамматикой, все равно всю жизнь делают ошибки?

А.Д.: «Есть такое понятие как «орфографическая зоркость». Дети, ещё в школе, пишут по наитию, избегают ошибок интуитивно. Мозговые структуры, отвечающие за навык письма, чтения у таких людей созревают быстрее и «работают» без патологии. И, наоборот, у кого-то происходит задержка в созревании полей головного мозга, отвечающих за речь (в том числе письменную). Причины разные: наследственность, неблагоприятные факторы протекания беременности, заболевания ребенка в раннем возрасте, стрессовые ситуации, педагогическая запущенность и даже элементарное несовершенство ручной мелкой моторики будущего школьника. Но работа учителя-логопеда с дисграфиками в начальной школе обязательно даёт результаты, и ребята постепенно выравниваются и даже догоняют своих сверстников по уровню орфографической, пунктуационной грамотности».

Н.В.: Можете ли Вы посоветовать родителям литературу для изучения и самостоятельной работы с детьми?

А.Д.: «Современный рынок логопедической литературы очень разнообразен. Многие авторы пишут «логопедические книги» не для специалистов, а именно для родителей. Конечно, ставить звуки ребёнку самостоятельно не стоит, но почитать о нормах речевого развития ребенка, причинах расстройств, временных рамках их преодоления, познакомиться с заданиями на развитие памяти, воображения, воспитания усидчивости и внимания никому из родителей лишним не будет. Я бы порекомендовала книгу Людмилы Парамоновой «Логопедия для всех». Ещё очень хорошая книга, которая будет полезна также и взрослым, имеющим речевые недостатки, но стесняющимся обратиться за помощью к «взрослому логопеду», есть у Валерия Цвынтарного – «Радость правильно говорить. В заключении хотелось бы обратиться к родителям наших новоземельских детей. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети, если они страдают какими-то речевыми расстройствами, не таили на вас обид в течение всей их дальнейшей жизни. Сделайте всё от вас зависящее, чтобы своевременно привести речь ребенка к норме – пусть ничто не мешает ему полноценно учиться, работать и жить».

Н.Ш.: ««Логопедия» – слово греческого происхождения, оно переводится как воспитание правильной речи, таким образом, логопед – это «воспитатель» речи. Логопед — это специалист, который занимается выявлением нарушений как устной, так и письменной речи и их устранением. На занятиях логопеды помогают развить подвижность артикуляционного аппарата, исправляют звукопроизношение, работают над формированием и развитием фонематического слуха, лексико-грамматического строя».

Н.В.: К логопеду обращаются только лишь с детьми?

Н.Ш.: «К логопеду обращаются, когда возникают или выявляются проблемы с речью. Ошибочно считать, что логопед работает только с детьми. Логопеды, в тесном контакте с неврологами, помогают справиться с такими серьёзными проблемами, как заикание, распад речи во взрослом возрасте — афазией, наступившей вследствие травмы или инсульта. К слову, в других странах логопед называется речевой терапевт. Но всё-таки, большая часть проблем с речью обнаруживается именно в детском возрасте, чаще всего это пресловутая «буква Р». Хотя, некоторые родители не видят проблемы, если ребёнок произносит звук «р» на французский манер, когда вибрирует не кончик языка, а его корень или маленький язычок. Действительно, такая норма произношения существует в других языках. В русском языке это считается отклонением. Такие родители не думают о том, что умилительный картавый малыш в будущем может стать профессионалом, солидным руководителем, и тогда, наверное, будет неуместно «милое бульканье»».

Многие родители становятся заложниками интернета, пытаясь ребенку поставить звук с помощью видео уроков, так скажем самостоятельно, но это огромная ошибка со стороны родителей, как правило, чаще получается «не лечим, а калечим». Вот что рассказывает по этому поводу Наталья Шабанова: «Если у ребёнка нет проблем со здоровьем, таких как расщелины нёба, короткой подъязычной уздечки, серьёзных проблем прикуса, нарушения иннервации речевого аппарата и тому подобное, в 99% случаев можно поставить искажённый или отсутствующий звук. Сложнее с автоматизацией звука. На этапе автоматизации большое значение играет мотивация ребёнка и заинтересованность, ответственность родителей. Как правило, чем раньше исправляется, или ставится звук, тем быстрее и легче проходит автоматизация. Часто родители, желая помочь своему ребенку, не прибегая к помощи специалиста, пытаются самостоятельно или с помощью интернета поставить ребёнку отсутствующий звук. К сожалению, это удается крайне редко. Гораздо чаще логопеду приходится «переделывать» работу родителей. Ребёнок попадает к специалисту не с отсутствующим звуком, а искажённым. Как известно, всегда легче научить, чем переучивать, тем более, если проблемы со звуком были длительные. Иногда на занятиях ребёнок говорит о том, что мама меня не так учит. В таком случае объяснить ребёнку, что мама может быть не права, не подрывая авторитет родителя, бывает сложно. Поэтому я не советую родителям самостоятельно заниматься логопедической коррекцией. Для устранения речевых проблем есть специально обученный (в течение 5 лет) специалист. А вот помочь ребёнку закрепить звук с помощью чистоговорок, стихов, небольших сказок и рассказов родители могут и должны».

Н.В.: А что вы думаете на счет «врожденной грамотности? Это правда или миф?

Н.Ш.: «Врожденная грамотность – это миф. Корректнее говорить о «чувстве языка». Огромное влияние на формирование и развитие чувства языка играет среда, в которой растёт ребёнок. Если у родителей грамотная, фонетически правильная речь, ребёнку много читают хороших детских книг, то тогда появляются предпосылки к формированию «врожденной грамотности». Это, конечно, далеко не все условия, которые необходимы для формирования чувства языка, это тема для отдельного разговора».

Редакция газеты «Новоземельские вести» поздравляет наших новоземельских логопедов с их профессиональным праздником, желает, чтобы все проблемы исправлялись, а родители вовремя обращались за помощью к специалистам. Желаем Вам, уважаемые логопеды, семейного счастья, продуктивной работы, успехов во всем! С праздником!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

5