Меню
16+

Городской округ Архангельской области «Новая Земля»

15.02.2019 13:06 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

ГАДЖЕТ - (НЕ) ЛУЧШИЙ ДРУГ ЧЕЛОВЕКА. ВЫБОР ЗА ВАМИ

Век технологий. Большую часть нашего времени, к счастью или сожалению (тут решает каждый сам для себя), занимает интернет — пространство. С самого маленького возраста, когда только ребенок научился сидеть, более или менее понимать, родители пытаются его развить, но не книгами, а развивающими мультиками для самых маленьких. А где мамы с папами их показывают? Конечно же, на планшете либо в телефоне. Ребенок запоминает, как выглядит тот или иной предмет, воспроизводящий интересных и красочных героев, и при этом издающих звуки. И каждый раз, привязываясь к подобным видео, становится зависим от них, и просит включить из с завидной периодичностью. Ну а если ребенок спокоен — спокойны и родители. Дошкольники тоже зависимы от гаджетов, только в этом возрасте (берем детсадовский) подключаются и игры, которые скачиваются с различных телефонных приложений. Про школьников и говорить не стоит, у них все "завязано" на интернете, даже школьные дневники и те стали электронными.

Гаджеты — компьютер, планшет, смартфон — неиссякаемый источник удовольствия и радости для современных детей и предмет постоянной тревоги их родителей. На сколько необходим на сегодняшний день гаджет ребенку? В каком возрасте можно разрешать пользоваться телефоном, планшетом? Есть ли плюсы в их использовании? Может ли любовь к электронным устройствам причинить реальный вред детскому здоровью?Как гаджеты влияют на психику ребенка? И стоит ли ребенку запрещать пользовать ими? На все эти актуальные вопросы нашей редакции газеты "Новоземельские вести" ответила практикующий психолог Ирина Чернова (город Архангельск).

Н.В.: Существуют ли "плюсы" пользования гаджетами?

И.Ч.: "Как и у каждого явления, у современного бума гаджетов есть явные плюсы и минусы. Гаджеты действительно могут навредить и физическому, и психологическому здоровью ребенка, если ими злоупотреблять. Детям младшего дошкольного возраста гораздо легче и увлекательней учиться в форме игры, и под присмотром родителей такие занятия, несомненно, могут быть очень полезны. Для этого существует множество детских развивающих сайтов и приложений. Ребенок школьного возраста вполне может пользовать такими приложениями, как расписание уроков, ведение дневника и прочее. Это развивает у ребенка навыки самостоятельности, контроля, формирует усидчивость, развивает все психические процессы и учит извлекать пользу из гаджетов, а не рассматривать их только как развлечение. Кроме того, специальные приложения даже помогают ребенку заниматься утренней гимнастикой, используя видеоролики. Таким образом, современные ИКТ способствуют развитию: логики, мышления; внимательности; быстроты реакции; сообразительности; компьютерной грамотности. Формируют умения: искать новые решения, не останавливаться на достигнутом. Также стимулируют познавательный интерес и познавательную активность".

Н.В.: А какой вред от гаджетов для здоровья?

И.Ч.: "Наши родители, осторожно относящиеся к техническому прогрессу, часто говорят про вредное для здоровья "компьютерное излучение". На самом деле, как раз этого стоит бояться меньше всего. Современные устройства, то есть смартфоны, планшеты и компьютеры, не превышают допустимой нормы электромагнитного излучения, если, конечно, не пользоваться гаджетами десять часов подряд. Однако опасения на счет проблем со зрением не беспочвенны. Известно, что люди, проводящие много времени за компьютером, страдают от так называемого синдрома сухого глаза. Это связано с тем, что из-за постоянной концентрации внимания человек перед монитором реже моргает. Дети очень увлечены игрой или просмотром мультфильма, и они забывают о таком элементарном действии. В результате слезная пленка иссушается. Появляются рези или возникает ощущение "песка" в глазах, от которого дети избавляются своеобразно — начинают тереть их руками, что, в свою очередь, может привести к заболеваниям глаз. Если ребенок часто держит экран на маленьком от себя расстоянии, стоит опасаться развития близорукости. Другая проблема связана с ослаблением иммунитета. Долгое сидение перед компьютером или с планшетом в руках лишает ребенка возможности двигаться, приводя к нарушению осанки. Наконец, чрезмерное увлечение интерактивными играми способствует возникновению головных болей, поскольку статичное напряжение, в первую очередь, ощущают мышцы шеи. От этого сдавливаются кровеносные сосуды, и снижается приток насыщенной кислородом крови к мозгу".

Н.В.: Как современные электронные средства влияют на психику ребенка?

И.Ч.: "Некоторые родители и специалисты бьют тревогу из-за того, что дети слишком много времени проводят в сети и лишаются навыков реального общения. Надо заметить, что виртуальное общение сегодня — норма жизни, и в какой-то момент все дети с легкостью осваиваются в социальных сетях. Не стоит переживать только потому, что ваш ребенок "чатится" с одноклассниками вместо того, чтобы пообщаться с ними, например, по телефону. Вот если у него нет друзей в учебном заведении, и в компании других детей он ведет себя скованно и отстраненно — это уже сигнал о возможных проблемах. Детские психологи считают, что злоупотребление гаджетами приводит к формированию зависимости, когда ребенок все свободное время старается посвящать компьютерным играм и онлайн-просмотру мультиков, отказываясь от других развлечений. Когда ребенка лишают любимого электронного устройства, они начинают чувствовать себя некомфортно и капризничать. С другой стороны, такая зависимость появляется только в том случае, если у ребенка нет других интересов. Если ребенок длительное время дома ничем не занят, то начинает тратить свободное время на компьютер. Но как только появляются другие развлечения (прогулки, кружки, игры с родителями), он достаточно легко может обходиться без гаджетов".

Н.В.: Как определить у ребенка компьютерную зависимость?

И.Ч.: "Существует несколько признаков компьютерной зависимости: если ребёнок ест, пьёт чай, занимается у компьютера, а возможно и вовсе забыл поесть, почистить зубы (а раньше, например, такого не наблюдалось). Засиживается до ночи у компьютера, либо приходит домой — и сразу к компьютеру. Испытывает эйфорию, хорошо себя чувствует за компьютером, и наоборот, ощущает пустоту, раздражение, когда вынужден заниматься чем-то другим или лишён компьютера. Сознательно увеличивает время, проводимое за компьютером, в ущерб другим занятиям — прогулкам, домашним делам, полностью или частично теряя к ним интерес. Также при такой зависимости ребенок может вступать в конфликт с близкими людьми из-за своей деятельности, это ведёт ко лжи относительно того, что он делает. Предвкушает следующий сеанс жизни в виртуальной реальности, что также поднимает настроение и захватывает".

Н.В.: Таким образом, мы подошли и к "минусам" пользования информационно-коммуникационных технологий.

И.Ч.: "Совершенно верно. Чрезмерное увлечение гаджетами провоцирует ухудшение зрения, осанки;искажает представление о реальности; ухудшает физическое состояние; провоцирует агрессивность, жестокость; увеличивает риск психических расстройств; способны стать причиной игровой зависимости".

Н.В.: Что стоит предпринять, если ребенок много времени проводит за компьютером?

И.Ч.: "Не горячитесь и не паникуйте. Если семья полная — оба родители должны сообща оказывать ребёнку поддержку, не потакая ему. Сообщите ребенку о своем намерении установить определенное время для пребывания за компьютером. Не торопитесь наказывать ребенка, постарайтесь найти компромиссный вариант в совместном обсуждении проблемы. Если же вы чувствуете, что ситуация не улучшается, не следует пренебрегать помощью специалиста. В целом, электронные гаджеты уже прочно вошли в нашу жизнь и жизнь наших детей, и нет смысла полностью запрещать ребенку ими пользоваться".

Н.В.: Ваши советы родителям.

И.Ч.: "Стоит четко контролировать время пользования ребенком смартфоном или компьютером: дети 4-5 лет — не более 15 минут; 6 лет — 20 минут; 7-9 лет — 30 минут; 10-12 лет — 40 минут;13-14 лет — 50 минут. Если складывается так, что занятие предполагает более длительное нахождение перед монитором, обязательно необходимо делать хотя бы десятиминутные перерывы. По мнению специалистов, даже взрослый человек не должен работать за компьютером непрерывно более часа. Оптимальное расстояние между глазами и монитором — 60-70 см, но при условии, что знаки и картинки не слишком мелкие, а разрешение дисплея не ниже 960?640 пикселей. Также родители опасаются, что в онлайн-пространстве слишком много вещей, от которых хотелось бы оградить ребенка до определенного возраста. Действительно, "вседозволенность" интернета может сослужить плохую службу в детские годы. Но эта проблема сегодня решаема благодаря множеству программ родительского контроля. Они позволяют ограничивать время пребывания малыша за монитором (компьютер будет работать только в течение установленного вами времени), а также блокируют весь "взрослый" контент — как целые сайты, так и рекламные баннеры. Ваши действия при настройке родительского контроля: а) сервис SkyDNS. Сервис предлагает комплекс услуг по блокировке нежелательного контента, включая блокировку рекламы; б) Dr. Web Security Space и Kaspersky Internet Security.: прежде всего, это полноценные антивирусные решения, функция родительского контроля реализована "в довесок". Тем не менее, очень популярное решение для домашнего компьютера, выполняющее свои задачи вполне эффективно. Позволяет блокировать не только нежелательные сайты и сайты с вирусами, но и ограничивать использование компьютера по времени, устанавливать запрет на запуск определенных приложений, блокирует доступ к указанным папкам и файлам на компьютере".

Также Ирина Чернова добавила, что если вы обеспокоены безопасностью ребенка при его работе в интернете или при использовании мобильной связи, если ребенок подвергся опасности или стал жертвой сетевых преследователей и мошенников, то необходимо обратиться на линию помощи "Дети онлайн", позвонив по телефону 8-800-25-000-15 (звонок по России бесплатный, прием звонков осуществляется по рабочим дням с 9-00 до 18-00 мск). Или направьте Ваше письмо по адресу: helpline@detionline.org.

Будьте с ребенком в одном информационном пространстве!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.