Меню
16+

Городской округ Архангельской области «Новая Земля»

26.03.2021 11:48 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Я+РЕБЕНОК=ДРУЖБА

Отношения между родителями и детьми всегда вызывают бурю эмоций, массу мнений, советов, собственных примеров из разряда: «а у нас так было, нам помогло вот это, вам поможет тоже». Но нет, не всегда ситуации схожи, не все люди одинаковы, не всем подходит одно и то же «лекарство». Быть ребенку другом – большая и кропотливая работа, не всегда все идет, «как по маслу», не всегда итог тот, который мы хотим. Родители часто задаются вопросами: «Как избежать конфликты с сыном/дочерью? Как не стать врагом ребенку? Как понять, что ребенок нуждается во мне (родителе)? Как выстроить доверительные отношения со своим чадом?» В этом случае важно не просто задавать эти вопросы себе, а знать ответы на них. Чтобы получить правильную информацию и советы, необходима помощь психолога, которую многие взрослые активно игнорируют. 

Однако, не стоит пренебрегать данным специалистом, в этом нет ничего зазорного, наоборот, с помощью компетентного лица, возможно, вы решите давно назревшую проблему. Чтобы родителям стало более понятно, как выстраивать общение с ребенком и понимать свое чадо, редакция газеты «Новоземельские вести» пообщалась с действующим детским психологом г. Архангельска Ириной Черновой. Беседа вышла интересная и познавательная.

Н.В.: «Ирина, здравствуйте! Что является наиболее частой причиной обращения к детскому психологу?

И.Ч.: «Здравствуйте! Наиболее частой причиной обращения родителей являются, как правило, нарушения в поведении ребенка. Причем сами родители редко проявляют инициативу в этом вопросе, обращаются, когда им настоятельно рекомендуют педагоги сада или школы. Почему-то нарушения речи родители считают обязательным поводом обратиться к специалисту, а проблемы обучения и поведения пытаются «решать» своими силами, не всегда адекватными и когда проблемы нарастают как снежный ком».

Н.В.: В каком возрасте и по какому поводу дети начинают бунтовать? Какие чаще всего причины предшествуют протесту со стороны детей?

И.Ч.: «В развитии ребенка существуют «кризисные» периоды, поскольку изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Кризисный период – это краткий, возникающий незаметно и бурный период в развитии, когда поведение ребенка резко меняется, появляется так называемая «трудновоспитуемость», бунтарство, проблемы в поведении, конфликты с окружением. У некоторых детей изменения в развитии происходят незаметно, а у некоторых стремительно и бурно. Ребенок переходит на новый этап в развитии и часто то, что его интересовало, увлекало перестает его интересовать, возникают новые потребности, меняются и формы отношений. Это очень важные и ценные периоды, поскольку ребенок переходит на новую ступень в развитии! Изменения в развитии ребенка можно увидеть, если сравнить ребенка не с его друзьями, а с самим собой, до и после такого периода. Кризисные периоды в основном возникают в год, три-четыре года, семь-восемь, в подростковом возрасте и семнадцать лет. Невозможно отследить начало и конец кризиса, но в любом случае родителям надо менять стиль взаимоотношения с ребенком. Меняются дети – должны меняться и родители!

Н.В.: Как понять, что нужно ребенку, если он не проявляет ни к чему интерес? Как разговорить ребенка?

И.Ч.: «Родителям понять, что нужно ребенку, довольно сложно, поскольку он часто сам не понимает, что с ним происходит и не может объяснить. Это может быть утомление, связанное с непомерными нагрузками на ребенка. Часто родители, стараясь развить интересы и способности малыша, заметно переусердствуют в этом. У меня в практике был мальчик подготовительной группы (6 – 7 лет), который посещал 2 студии, 3 кружка и спортивную секцию. Когда мама с ребенком обратились к психологу, ребенок выглядел «старичком», с потухшим и блуждающим взглядом. Часто родители, реализуя свои амбиции и мечты детства совершенно не учитывают возможности самого ребенка и «добиваются» результатов любой ценой. Прежде всего, воспитывая дошкольника, надо помнить, что для ребенка игра является ведущей силой развития. Чтобы сохранить психическое здоровье ребенка важно обязательно соблюдать режим дня и находить время для игр, желательно совместных с родителями. Это сближает! Мотивировать ребенка – школьника на учебу может помочь система поощрений, искренняя заинтересованность родителей и помощь. Заставляя и усаживая заниматься криком можно создать прямо противоположный эффект. Потеря интереса может быть вызвана конфликтами в школе. Поинтересуйтесь как общается ребенок со сверстниками и учителями. Разговаривайте с ребенком дома, интересуйтесь успехами и трудностями, вспомните свои неудачи школьной поры, обсудите их с ребенком, так вы станете ближе с ним, снимете напряжение, вызванное каким-то событием».

Н.В.: Как понять к чему у ребенка склонность?

И.Ч.: «Понять склонности ребенка можно, наблюдая за игрой. Но необходимо помнить, что ребенок познает мир и предпочтения, а также интересы меняются. Посещать ту или иную студию ребенку решать вам, но интерес ребенка к этому виду деятельности безусловно должен учитываться».

Н.В.: В случае, если контакт между родителем и ребенком потерян, как быть? Как восстановить диалог?

И.Ч.: «Дети не помнят зла. Даже в самой неблагополучной семье для ребенка мама и папа самые-самые родные и любимые. Можно поговорить с ребенком, честно признав какие-то свои ошибки. Показать, что вы очень любите его и обеспокоены ситуацией. Попробовать договориться, найти компромисс».

Н.В.: Как воспитать психически устойчивого ребенка?

И.Ч.: «Не пытаться переупрямить ребенка и бороться с его упрямством в 2-3 года. Этим вы рискуете сломать его в самом начале пути! Только тогда вырастают апатичные, безвольные люди, с кучей комплексов и зависимостей. Унижать, ущемлять самооценку ребенка недопустимо! Маленькие дети не выносят длинных нравоучений. Они все равно не поймут ваших умозаключений (словесно-логическое мышление формируется к 5 годам) и воспримут длительные нотации, как насилие, и будут постоянно пребывать в стрессе! Такие меры воспитания ничего не дадут, кроме неустойчивой психики. Наказывать ребенка надо так, чтобы он ни на секунду не усомнился, что вы его любите, что он вам нужен!»

Н.В.: Как не потерять доверие ребенка? Советы родителям.

И.Ч.: «Потерять доверие можно легко, если родители физически наказывают ребенка или высмеивают за какие-то поступки. С такими родителями ребенок вряд ли станет делиться! Потеря доверия происходит, когда ребенок наблюдает в поведении родителей одно, в то время, когда учат его совсем другому и требуют от него другого поведения. Когда родители непоследовательны в своих требованиях к ребенку и не выполняют сами данных обещаний. Когда переживания ребенка считаются родителями ничтожными и детям не предоставляется выбор. Ребенок – это отдельная личность, а не «придаток» к родителям. Необходимо уважать его личное пространство и самостоятельность. Особенно это важно для подростков».

Н.В.: Какие трудности возникли в отношениях родителей и детей в условиях пандемии / карантина?

И.Ч.: «Настоящее время – достаточно сложный и стрессовый период. Все без исключения пытаются приспособится к новым условиям и поддерживать привычный ритм жизни. Кроме того, в период карантина дети и родители вынуждены много времени проводить дома, в тесном контакте. У родителей появляются сложности в поддержании режима дня, что очень важно для дошкольников, сложности в развитии и обучении детей, поскольку нет необходимых навыков, часто и терпения. Для старших детей сложности возникают в отсутствии общения со сверстниками, что важно для них. Дети злоупотребляют в пользовании ПК и гаджетами, не имея возможности посещать кружки, секции и другие формы организации досуга. У выпускников стресс возникает из-за неопределенности с экзаменами и выбором профессии. Поскольку вся семья одновременно находится дома длительное время, то конечно же это и проблема личного пространства».

Н.В.: Как пережить семьям это сложное время?

И.Ч.: «В такой период особенно важно обратить внимание на психологическое здоровье как детей, так и родителей. Снизить напряжение и стресс помогут: умение договариваться и искать компромиссы, а также умение планировать распорядок дня, умения конструктивно проводить время с родными. Всему этому надо учиться! Используйте этот период для овладения новыми навыками и умениями. Дети в этот период как никогда нуждаются в эмоциональной поддержке и помощи родителей!Если у Вас не хватает ресурсов, Вы всегда можете обратиться за бесплатной психологической помощью по адресу: http://leda29.ru/activities/proekt_family Здоровья вам и вашим детям!»

Мы благодарим Ирину за столь подробный, искренний и такой понятный разговор. Казалось бы, советы просты и не требуют специальной подготовки, однако, воплотить все рекомендации в жизнь – задача непростая, но достижимая, стоит только лишь прислушаться и приглядеться к своему ребенку, и, конечно же, к себе, ведь все начинается с нас – родителей! Будьте дружны и внимательны к своей семье!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.