Меню
16+

Городской округ Архангельской области «Новая Земля»

09.10.2020 12:35 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«МЫ ПРИВЕЗЛИ С СОБОЙ ЛЕТО»

Ордена Трудового красного знамени и ордена Красной Звезды Студия военных художников имени М.Б. Грекова– государственная творческая организация Министерства обороны Российской Федерации.Студия берёт своё начало 29 ноября 1934 года, когда указом К.Е. Ворошилова была организована изомастерская самодеятельного искусства в память о первом советском художнике-баталисте Митрофане Борисовиче Грекове.

М. Б. Греков сыграл огромную роль в развитии искусства молодой советской республике, став знаменосцем зарождающегося стиля – советского реализма, в основу которого легли традиции школы русского реализма. Творчество художника представлено во многих музейных собраниях, в том числе Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и др. В Новочеркасске был открыт Дом-музей М.Б. Грекова, а в Москве – Студия военных художников, носящая его имя, ставшая центром диорамно-панорамного искусства, свято хранящая и развивающая основы русской реалистической живописи.

В годы Великой Отечественной войны многие грековцы ушли на фронт. Они создали множество выдающихся произведений искусства. Их историческое и художественное значение трудно переоценить — это своеобразная зримая летопись Великой Отечественной войны, ее главных военных сражений, фронтовой жизни. Творческая деятельность Студии имени М.Б. Грекова внесла значимый вклад в борьбу с врагом. Война для художников Студии стала школой профессионального мастерства и основой для будущих произведений. Они отмечены большой любовью к главному герою этой величайшей битвы за Родину — советскому солдату.

После Великой Отечественной войны в творчестве студийцев начинает развиваться диорамно-панорамное искусство, о котором всю свою жизнь мечтал Митрофан Греков. Силами студийцев были созданы такие масштабные полотна, как панорама «Сталинградская битва» в Волгограде, диорама «Битва за Перекоп» в Симферополе, комплекс диорам на Поклонной горе: «Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 года», «Блокада Ленинграда», «Курская битва», «Форсирование Днепра», «Штурм Берлина».

Художники студии создали и создают много монументальных памятников воинской славы в различных городах. В их творчестве военно-патриотическая, религиозно-духовная и лирическая темы представлены в десятках тысяч произведений живописи, графики и скульптуры, исполненных в лучших традициях русского реалистического искусства.

Греков говорил: «Военным художником может быть не всякий, хотя и самый одаренный живописец и рисовальщик. Надо очень хорошо изучить военное дело, знать его тайны, запахи, уметь точно представлять действия войсковых масс, их подразделений и отдельных солдат и офицеров. Надо непременно побывать в шкуре военного человека, понюхать пороху, испытать оружейный, артиллерийский и пулеметный обстрел. А самое главное, надо ближе узнать народ на войне, почувствовать его дух». Эти поразительно точные, выверенные жизнью слова Митрофана Грекова стали своеобразной программой творчества художников-грековцев всех поколений.

Нам, новоземельцам, повезло вдвойне. Мы не только встретились с художниками-грековцами, которые приехали к нам в гости, но и некоторые из нас вскоре смогут стать героями картин этих мастеров. Интересно стало? Тогда читайте интервью с художниками, которые привезли на Новую Землю и подарили нам картины с новоземельскими пейзажами и не только.

Первым поделился с нами впечатлениями о просторах Новой Земли Мокрушин Валерий Анатольевич, заслуженный художник РФ:

Н.В.: Какое впечатление произвели на вас новоземельские пейзажи?

М.В.:«Первый раз я прилетел на Новую Землю летом 2019 года. Смена летних пейзажей большой земли на суровые летние картины архипелага, конечно, впечатлила. А новеземельцы нам сказали, что мы привезли с собой лето. Удивительно, мы стояли в зимней одежде, а оказалось, что это еще тепло. Если здесь такое лето, то какие здесь зимы? Это настолько по-северному прозвучало, что мы прониклись еще раз».

Н.В.: Как вы собирали материал для своих работ?

М.В.: «Мы много ездили по Новой Земле. Как по суше, так и по морю. Было много встреч с интересными людьми. Незабываемые встречи, незабываемые разговоры. Краски восходов и закатов. И везде присутствует суровость. Во всем она просматривается. Как в колорите, так и в температуре. Ужасно холодная вода в Баренцевом море. Не очень ласковая погода. Это все очень впечатляюще. Ну и конечно люди, которые здесь живут, им надо отдать должное, потому что какими нужно быть сильными людьми, чтобы здесь жить. Мы пытались их писать, чтобы потом, в дальнейшем, сделать серию произведений, где бы они были изображены. Их характеры, судьбы. Это очень серьезная задача, которая решается не быстро. Прошел год после нашего первого знакомства. Художники-грековцы немного отчитались перед вами этой выставкой. Но это только начало.

Н.В.: Будут еще картины?

М.В.: «Конечно. Мы сейчас начинаем работать над большими произведениями на тему Новой Земли. Я, например, до нового года должен сделать две работы. Одна работа на основе моих летних впечатлений о людях, с которыми мне повезло встретиться на Новой Земле. Мне захотелось написать такую картину, на которой бы многие себя узнали. Это групповой портрет, который объединяет тема спортивного праздника».

Н.В.: Это интересно. Думаю, новоземельцы будут ждать вашего приезда с нетерпением. Расскажите немного о себе, пожалуйста.

М.В.: «Я родился в Кирове-Чепецке.Это тоже северный край, где много лесов. В детстве я много времени проводил в деревне, у деда. Сам дед очень интересный и красивый человек. Он прошел финскую, Великую Отечественную войну и остался жив. Его сын,отец моего двоюродного брата, тоже воевал. Мы в детстве часто расспрашивали их о войне, но они нам ничего не рассказывали. Удивительные люди. Им пришлось очень много испытать. Не зря говорили, что из таких людей «можно металл ковать». Бывало, зимой, когда на морозе наши рукавицы становились ледяными, дед брал их и засовывал туда свои руки. Они становились такими горячими, а ведь он был без варежек. Что же это были за люди, которые даже на морозе не мерзли.

Помню, перед столиком деда, на стене, были приколоты репродукции из журнала «Огонек» и «Смена», где он собирал те картины, которые его интересовали. Это, в основном, были военные сюжеты. «Оборона Брестской крепости», «Штурм Рейхстага» и другие. Я все время удивлялся, что это за художники, которые пишут такие картины. Эти, наверное, «сверхчеловеки». Возможно, эти картины и привели меня к грековцам.

Я окончил МГХУ имени В.И.Сурикова. Это шесть замечательных лет, когда мы работали, писали, ездили по всей стране, общались с замечательными людьми, профессорами, которые из нас ковали художников. И мы очень благодарны. Это настоящая «кузница» академической школы.

Через некоторое время я снова оказался в его стенах в качестве педагога. Меня пригласил художественный руководитель студии имени Грекова, где я к тому времени уже работал художником. Он пригласил меня быть его ассистентом в мастерской батальной живописи. Эти 12 лет, которые я проработал в институте, были замечательные. Я приобрел уникальный опыт работы со студентами, где, ставя им задачу, я, фактически, ставил задачу перед собой. Мы порой даже сомневались, кто у кого учится – мы у студентов, или они у нас».

Нам повезло поговорить еще с одним художником, Бирюковым Юрием Алексеевичем, лауреатом премии «Золотой Мерлон» ФСО РФ:

Н.В.: Мечтали ли вы стать военным художником?

Б.Ю.: «Мы много путешествуем, спасибо нашей доблестной Армии, ведь сам не всегда сможешь побывать в таких заповедных местах. Были в самом центре Азии. К вам приехали. Хочется увидеть Север и Камчатку.

Мечты имеют свойства сбываться. Я мечтал быть художником – стал художником, мечтал путешествовать – и здесь повезло».

Н.В.: Что главное в вашей работе, как вы считаете?

Б.Ю.: «Самое главное в нашей работе — это люди. В обычной обстановке человек не раскрывается так, как он раскрывается в экстремальных обстоятельствах. Если он чистый, то он становится еще чище, если он «так-себе человек» – то просто не удерживается в таких местах. Люди, с которыми мы сталкиваемся, в основном, отзывчивые, с тонкой душевной конституцией, хотя служба в армии вроде к этому не располагает. Поэтому, это интересно. Ездим, смотрим, пишем».

Н.В.: Военные художники, на ваш взгляд, отличаются от художников других направлений?

Б.Ю.:«Военным художником может быть не всякий художник, — говорил в свое время Греков. Происходит своего рода отбор. Чтобы понимать того, кого ты пишешь и ту среду, которую ты пишешь – ты сам должен все это пройти, все это прочувствовать.

Студия Грекова как бы аккумулирует таких людей. Не удерживаются у нас люди, которые на это не настроены. Плюс достаточно жесткие условия, в которых приходится добывать материалы. Не все это выдерживают. Мы, по сути, военные корреспонденты, но финал нашей работы – это картины, которые не просто сохраняют и передают информацию, а рассказывают свою историю, радуя зрителей и, иногда, заставляя их задуматься».

Спасибо большое Студии военных художников имени М.Б. Грекова за то, что посетили нашу Новую Землю и сохранили ее удивительные пейзажи на своих картинах. И не только пейзажи. В скором времени, мы надеемся, на полотнах художников новеземельцы смогут увидеть себя. Ждем с нетерпением!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.