Меню
16+

Городской округ «Новая Земля»

30.09.2022 16:23 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД

Редко можно встретить родителей, которые с приближением момента, когда их ребёнок должен пойти в ясли или детский сад, не испытывают беспокойства и тревоги по разным вопросам. Как примут малыша в дошкольном учреждении? Какие отношения сложатся у него с воспитателями и одногруппниками? Не будет ли он часто болеть? Конечно, больше всего волнений связано с тем, насколько быстро ребёнок привыкнет, адаптируется к новой обстановке. И это понятно, ведь для ребёнка, не посещавшего детские учреждения, непривычно всё: незнакомые взрослые, большое количество детей, новый распорядок дня, отсутствие близкого человека. Всё это, разом навалившись на малыша, вызывает у него психоэмоциональное напряжение, психологический дискомфорт и, как следствие, негативное отношение к посещению детского сада.

Насколько быстро ребенок адаптируется к условиям детского сада зависит от его индивидуальных особенностей и правильного подхода к процессу адаптации работников детского учреждения. Также положительно сказывается и раннее приобретение малышом социального опыта — часто ли он общался с другими детьми, оставался ли ребёнок когда-нибудь с «чужими взрослыми», какое общение предпочитает малыш: эмоциональное или предметное, и конечно, от эмоционального настроя и поведения самого родителя, особенно внутреннего настроя мамы, ее готовности отпустить малыша в детский сад.

У традиционного детского сада сегодня много альтернатив. Все больше мам по разным причинам предпочитают самостоятельно заниматься дошкольным образованием ребенка. Но это требует от родителя определенных компетенций — умения организовать и выстроить режим дня для своего малыша, обеспечить коммуникацию со сверстниками, обучать в соответствии с возрастом, формировать необходимые навыки. Поэтому специалисты в области дошкольного образования и воспитания советуют не обесценивать вовсе идею детского сада. Несмотря на широкий выбор в современных реалиях разнообразных детских кружков, студий раннего развития, групп кратковременного пребывания, хороший детский сад с квалифицированными и заинтересованными в результате воспитателями, с коллективом сверстников – вещь нужная и полезная для эмоционального и физического развития и социализации ребенка.

Бесспорно, что первый день, неделя, месяц в детском саду могут быть тяжелым периодом и для ребенка, и для родителей. Малыш хочет остаться с близкими людьми, он боится, что за ним не вернутся, его пугают незнакомые взрослые и дети. Родителям тоже тревожно, страшно, до слез жалко впервые остающегося надолго в незнакомом коллективе малыша.

О том, как помочь крохе быстро и безболезненно адаптироваться к условиям детского сада, принять новые правила, привыкнуть к распорядку дня и режимным моментам, мы побеседовали с воспитателем детского сада № 47 Курасовой Ниной Константиновной.

 

Н.В.: Когда ребенок готов к посещению детского сада? Когда ему это полезно? Есть ли определенные возрастные рекомендации для поступления ребенка в детский сад?

Н.К.: Пока ребенок не начнет посещать детский сад, никто не сможет определить, готов он к этому или нет. Возрастных ограничений и рекомендаций для поступления ребенка в садик я не наблюдаю — детский сад полезно посещать в любом возрасте. Более того, я считаю, что после достижения ребенком возраста трех лет обязательно нужно его постепенно социализировать. И тут могут быть разные варианты — детский сад, развивающие занятия, секции, кружки, студии раннего развития. Несмотря ни на что, ребенок должен взаимодействовать с социумом, сверстниками. То есть не позже трех лет должна начинаться активная социализация ребенка.

Н.В.: Подготовительный этап к дошкольному учреждению — один из ключевых моментов. В чем заключается содержание этого важного этапа?

Н.К.: Да, именно подготовительный этап является одним из значимых условий успешного вхождения малыша в стены детского сада. Очень важно правильно подготовить ребенка к посещению садика, чтобы он мог быстро и безболезненно адаптироваться к новым условиям, правилам, распорядку дня, новым людям, к тому, что рядом не будет родителей. На мой взгляд, тут многое зависит от самих родителей. У ребенка, которого готовят к посещению детского сада, должны быть развиты элементарные навыки самообслуживания. Безусловно, все зависит от возраста, тем не менее на ранних этапах ребенок должен, по меньшей мере, самостоятельно проситься в туалет, на более поздних этапах — сам сходить в туалет, мыть руки, принимать пищу самостоятельно. Также нужно ознакомить ребенка с правилами поведения и этикета. Кроме того, хотя бы за два месяца до начала посещения садика необходимо скорректировать режим ребенка так, чтобы максимально адаптировать его к распорядку дня, который будет в детском саду. Нужно рассказать малышу о режиме детского садика как можно подробнее, так ребенок будет спокойнее и увереннее себя чувствовать в группе. Также можно домашние условия максимально приблизить к режимным моментам детского сада, вплоть до того, что даже в выходные нужно будить ребенка в определенное время, завтракать, гулять в одно и то же время. Ну и конечно, необходимо сформировать общий позитивный настрой, рассказать ребенку, как это здорово, что он стал таким большим и пошел в детский сад. Можно разработать несложную систему прощальных знаков внимания, ритуалов. Например, каждый раз перед прощанием можно коротко и крепко обнять малыша, сказать, что вы его любите и вернетесь за ним в какое-то определенное время, и быстро, не оборачиваясь, уйти. Так ребенку будет легче отпустить родителя, пережить разлуку и дождаться маму. На время лучше сократить походы в гости, просмотр телепередач.

Н.В.: Частый вопрос, который волнует родителей дошкольников, — это адаптация к детскому саду. Для многих семей процесс не проходит безболезненно, а кому-то по этой причине приходится отказываться от садика. Ваши рекомендации родителям будущих воспитанников.

Н.К.: Ученые выделяют три степени адаптации к детскому саду. Легкая степень – это когда с первых же дней ребенок с удовольствием идет в детсад, ему там нравится находиться. Случаются какие-то моменты отрицания, но ребенок нормально ладит со сверстниками, он может при уговорах родителей с легкостью пойти в детский сад и с удовольствием там быть. При средней степени адаптации в течение двух-трех недель ребенок может испытывать расстройство при расставании с родителями. Но при этом, если воспитатель его заинтересует игрой или пригласит в совместную деятельность со сверстниками, ребенок легко может переключиться, выполнить просьбы воспитателя. Тем не менее страх, слезы при расставании с родителями могут наблюдаться. Когда мы говорим про тяжелую степень, которая может продолжаться до двух месяцев, ребенок уже с вечера начинает паниковать, у него повышается тревожность, он постоянно плачет. А утром его невозможно заставить встать, чтобы пойти в детский сад. Зачастую при этом ребенок начинает чаще болеть. В случае тяжелой адаптации рекомендуется начать с кратковременного пребывания ребенка в детском саду. Постепенно можно пойти дальше — оставлять ребенка одного до сна и потом забирать. И далее по чуть-чуть увеличивать время пребывания ребенка в детском саду. В какой-то степени это может помочь ребенку преодолеть адаптационный период.

Н.В.: По каким признакам можно сделать вывод, что процесс адаптации к садику свершился?

Н.К.: Адаптационный период прошел, когда ребенок спокойно заходит утром в детский сад, у него не возникает истерик.  Ребенок делится своими впечатлениями с родителями, положительно отзывается о ребятах и воспитателе. Ему интересно ходить в садик, у него вызывает радость посещение детсада. Он ориентируется в своей группе: наблюдая за ребенком, мы видим, что он не садится в уголок с одной игрушкой, а с радостью пробует поиграть в различные игры, ему нравятся игрушки, он в них с удовольствием играет. Когда малыш адекватно реагирует на режимные моменты. Для детей младших возрастов это очень важный показатель. Если ребенок в садике не ест, не спит, затрудняется сходить в туалет, это для нас признаки неблагополучного эмоционального состояния ребенка. Мы можем сделать вывод, что ребенок адаптировался к садику, когда видим, что он хорошо взаимодействует со сверстниками, воспитателем, его эмоциональное и физическое состояние нормализовано.

Н.В.: Роль родителей в адаптации и как нужно вести себя с ребенком, который только начал посещать детский сад?  Как не нужно родителям вести себя с малышом в детском саду и дома?

Н.К.: Поскольку дети во многом смотрят на мир глазами родителей и подсознательно чувствуют родительские эмоции, мамам-папам следует для начала разобраться со своими страхами и тревогой.  Когда родители в стрессе, дети тоже испытывают стресс. Поэтому, родителям необходимо быть уверенными, в хорошем настроении утром и вечером, не транслировать ребенку свои страхи и сомнения. Следует внимательно выслушивать ребенка, обсуждать с ним его чувства, говорить о том, что вы его полностью понимаете. Как это ни тяжело, необходимо сохранять спокойствие и твердость. Родителям следует избегать следующих ошибок: нельзя наказывать или сердиться на ребенка за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в детский сад; нельзя пугать ребенка детским садом – группа должна стать любимым и безопасным местом; нельзя обманывать ребенка, говоря ему, что вы скоро за ним придете, а на самом деле приходите вечером; нельзя плохо отзываться о воспитателях, воспитанниках и детсаде в целом при ребенке.

Н.В.: Самое сложное и интересное в работе воспитателя с малышом, который только начал посещать детский сад?

Н.К.: Самое сложное – это эмоциональная включенность во взаимоотношения с ребенком, способность терпеливо построить безопасное близкое взаимодействие с малышом, так как все детки разные и к каждому нужно подобрать свой «ключик». Для детей в «нежном» возрасте это очень важно. А самое интересное – в работе и общении с малышами выявить и развить даже самые крошечные задатки ребёнка, вовремя заметить и поощрить способности и талант каждого воспитанника.

Н.В.: Бывают ли в реальной жизни «несадиковские» дети или это исключительно домыслы родителей?

Н.К.: Я думаю, что такого понятия, как «несадиковский ребенок» нет. Прежде всего, всегда стоит разобраться, с чем связаны трудности с посещением детского сада. Настаивать, конечно, ни в коем случае нельзя, но и попустительски к этому относиться тоже не стоит: «не хочешь — значит, будем сидеть дома». Надо понять, что упущено — либо пропущен подготовительный этап, либо существуют сложности в детско-родительских отношениях.

Н.В.: Раньше существовал стереотип, что если ребенок не ходит в садик, то ему будет сложно адаптироваться к школе. Так ли это в современных реалиях?

Н.К.: Я думаю, нет. Безусловно, ребенку, непривычному к детскому коллективу, режиму, взрослым педагогам, будет труднее в новых обстоятельствах школьной жизни, но это не страшно. Конечно, тут многое зависит от самих родителей — насколько они смогли самостоятельно подготовить ребенка к поступлению в школу.

Н.В.: Расскажите, пожалуйста, немного о себе. Когда и как возникло желание посвятить себя работе с малышами? Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать воспитателем? Ваше образование, опыт работы? Семейное положение, дети? Как удается совмещать нелегкий труд воспитателя и семейные обязанности.

Н.К.: Желание работать с малышами возникло у меня давно. Хотя я всегда понимала, что быть воспитателем непросто. Профессия воспитатель очень ответственна — развитие ребенка, его социализация и восприятие мира во многом зависит от первого педагога. Надо быть не только внимательным и добрым. Нужно еще иметь терпение, талант, подход к каждому ребенку; надо любить всех своих воспитанников, а не выбирать любимчиков. Еще это профессия сложна тем, что в игровой форме надо дать ребенку полезную информацию, научить чему-то новому, добиться от каждого внимания и понимания.

Я имею высшее педагогическое образование по специальности «воспитатель». Замужем, детей пока нет. Совмещать работу и домашний быт удается, наверное, за счет того, что я стараюсь не смешивать эти понятия. Детский сад – это отдельный мир, с его заботами, приключениями и событиями, где главные действующие лица — наши воспитанники, а дом – это мой надежный тыл, где меня всегда ожидают внимание, поддержка, отдых и семейный уют.

Н.В.: Спасибо Вам за содержательную беседу и полезную информацию для будущих воспитанников и их родителей. Желаем Вам творческих идей, душевных сил, энергии и вдохновения!

 

Беседовала наш корр. Ирина Шевченко

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

19